Фестиваль «Зелёные святки»
Место проведения:
Деревня Большие Колесники Частинского округа
Формат:
Фестиваль
Целевая аудитория:
Не ограничена
Организаторы:
Центр народного творчества и культурно-просветительной работы, с.Частые
Описание мероприятия:
Ничто так ярко не характеризует народ, как те праздники, обряды и традиции, которые он любит, соблюдает и отмечает. Именно в них как в зеркале отражается характер народа , его культура и самобытность. Но время быстротечно и в суете современной жизни мы теряем наше наследие. Фестиваль "Зелёные святки", проведённый в живописнейшем месте близ д. Большые Колесники, это попытка вернуть его, пусть и небольшую частицу, возродить чудесные народные праздники летнего цикла.
Был ограниченный дресс-код: женщины – длинные сарафаны или "парочки", мужчины –- рубаха, косоворотка, длинные штаны, порты.
Гости и участники нашего фестиваля смогли окунутся в это действо наполненное песнями, хороводами , обрядами и сказками. Поучаствовать в "завивании берёзки" и "кумлении", познакомиться с куклой "кукушкой", сплести себе берёзовый венок, расписать медовый пряник и нарисовать чудесный пейзаж. Послушать народные песни в исполнении творческих коллективов, открыть для себя "Сундучок сказок", встать в хоровод и полюбоваться традиционными нарядами русских красавиц. Отведать разнообразных угощений : всевозможных пирогов испечённых участниками конкурса "Сугрёвушкин разносол", окрошку приготовленную силами жителей деревни и вкуснейшую уху. А ещё были игры, батут, мороженное, много музыки и солнца!
Огромное спасибо всем участникам фестиваля, творческим коллективам, модераторам площадок и нашим замечательным волонтёрам.
"Зелёные святки" это время когда Весна с Летом встречается - МЫ лето открыли!
Был ограниченный дресс-код: женщины – длинные сарафаны или "парочки", мужчины –- рубаха, косоворотка, длинные штаны, порты.
Гости и участники нашего фестиваля смогли окунутся в это действо наполненное песнями, хороводами , обрядами и сказками. Поучаствовать в "завивании берёзки" и "кумлении", познакомиться с куклой "кукушкой", сплести себе берёзовый венок, расписать медовый пряник и нарисовать чудесный пейзаж. Послушать народные песни в исполнении творческих коллективов, открыть для себя "Сундучок сказок", встать в хоровод и полюбоваться традиционными нарядами русских красавиц. Отведать разнообразных угощений : всевозможных пирогов испечённых участниками конкурса "Сугрёвушкин разносол", окрошку приготовленную силами жителей деревни и вкуснейшую уху. А ещё были игры, батут, мороженное, много музыки и солнца!
Огромное спасибо всем участникам фестиваля, творческим коллективам, модераторам площадок и нашим замечательным волонтёрам.
"Зелёные святки" это время когда Весна с Летом встречается - МЫ лето открыли!
Ссылка на источник:
Экспертный комментарий:
Рекомендуем вам ознакомиться с информацией про фестиваль.
Зелёные святки - это цикл обрядово ритуальных действий, которые предвещали вхождение в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик и Троица.
Семик - маркер пограничного состояния природы - окончание весны, предвестие лета.
Основа семицкой обрядности - культ растительности, культ берёзки, ставшей символом русской культуры. Украшение зеленью домов снаружи и внутри, улиц, общественных учреждений. Зелень - клечанне, название празднования зелёной недели - клечальной, зелёных святок.
В основе троицкой обрядности - культ растительности. Главным символом троицких праздников в Прикамье выступала берёзка. Кроме берёзы известно обрядовое использование калины и черёмухи и зелёной травы. Ещё одним из троицких символов была кукла, которую готовили из берёзовых веток и также называли “берёзкой”. Троица считалась днём, когда отмечали именины леса, “лес - именинник в этот день”. Одним из составляющих троицкой обрядности было ряженье. Семик - это время ряженья. Наряжались, кто как придумает, от барского одеяния до звериного. Одеяния были в виде барина, барыни, юношей, девушками, хулигана, разные звери и птицы (более в моде был медведь). Девушки одевались в мужское, юноши - в женское.
Главный весенний символ - яйца. Цвет яйца - зелёный (красили отваром берёзового листа). Главный игровой элемент - катание яиц (выкатывание яиц), где принимали участие и молодёжь и старики. Ещё одним игровым элементом было катание в лунки - только не крашенных яиц.
Выходили играть на лугу. Пели песни и водили хороводы. Подростки играли в горелки.
Организация общей трапезы - складчина и сбор продуктов.
Организация “сходбщиков” - колядников. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных блинов и булок, крашеных яиц, киселя.
В Семик в северных районах прикамья никаких обрядовых действ с берёзкой не проводили. Не известен в северных районах и обычай завивания венков и гаданий с ними - здесь была только поминальная обрядность.
Так как посёлок имеет отношение к южной части Прикамья - здесь завивать венки собирались именно в Семик, а развивать и гадать ходили на Троицу.
Главное блюдо - ссыпщина (ещё названия “яишница, смятки, селянка”) - собирают и готовят девушки.
Позволим себе обратить внимание организаторов на следующие моменты для большего соответствия мероприятий выбранной традиционной форме. Рекомендуем организаторам чётко определять и описывать дату мероприятий, чтобы можно было разделить формы и форматы, а также определить день недели. Так как именно день недели определят специфику мероприятий. У каждого дня недели есть свои обрядово-ритуальные действия регламентированных событий. Если организаторы пытаются в фестивале объединить традиционные формы (аутентичные мероприятия) с современными форматами организации события - необходимо осуществлять корректные “точки входа”. Например, организаторы описывают дресс-код мероприятия (женщины – длинные сарафаны или "парочки", мужчины –- рубаха, косоворотка, длинные штаны, порты), а далее описывают, что были игры (не уточняют какие) + батут и мороженое. Или ситуация с элементами праздничных блюд - не все перечисленные блюда имеют отношения к “Зелёным святкам”. Рекомендуем организаторам подробно изучить цикл обрядово-ритуальный мероприятий “Зелёных святок” южного Прикамья (например, ознакомиться с исследованиями А.В. Черных или обратиться с запросом к музейным сотрудникам и представителям фольклорных коллективов, которые осуществляют сбор фольклорных обрядов и традиций через экспедиции). Определить для себя конструктивный запрос на механику фестиваля - аутентичный или иной (например, аутентичные - это сделанный традиционным или оригинальным способом или способом, который точно напоминает оригинал). Рекомендуем определить “подлинное я” для содержания мероприятий фестиваля - это “душа” (душа, которая должна стать “видимой” для участников). Зрители или участники аутентичных фестивалей хотят быть участниками реальных ритуалов, обрядов, традиционных праздничных элементов. Необходимо чётко продумать в каких элементах обрядово-ритуального цикла это возможно сделать, а в каких это сделать нельзя, но участники смогут увидеть эту аутентичность. Организация подобных форматов требует от организаторов и участников предварительной договорённости и работы по установлению доверия с людьми, для которых это событие не развлечения, а сакральность.
Зелёные святки - это цикл обрядово ритуальных действий, которые предвещали вхождение в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик и Троица.
Семик - маркер пограничного состояния природы - окончание весны, предвестие лета.
Основа семицкой обрядности - культ растительности, культ берёзки, ставшей символом русской культуры. Украшение зеленью домов снаружи и внутри, улиц, общественных учреждений. Зелень - клечанне, название празднования зелёной недели - клечальной, зелёных святок.
В основе троицкой обрядности - культ растительности. Главным символом троицких праздников в Прикамье выступала берёзка. Кроме берёзы известно обрядовое использование калины и черёмухи и зелёной травы. Ещё одним из троицких символов была кукла, которую готовили из берёзовых веток и также называли “берёзкой”. Троица считалась днём, когда отмечали именины леса, “лес - именинник в этот день”. Одним из составляющих троицкой обрядности было ряженье. Семик - это время ряженья. Наряжались, кто как придумает, от барского одеяния до звериного. Одеяния были в виде барина, барыни, юношей, девушками, хулигана, разные звери и птицы (более в моде был медведь). Девушки одевались в мужское, юноши - в женское.
Главный весенний символ - яйца. Цвет яйца - зелёный (красили отваром берёзового листа). Главный игровой элемент - катание яиц (выкатывание яиц), где принимали участие и молодёжь и старики. Ещё одним игровым элементом было катание в лунки - только не крашенных яиц.
Выходили играть на лугу. Пели песни и водили хороводы. Подростки играли в горелки.
Организация общей трапезы - складчина и сбор продуктов.
Организация “сходбщиков” - колядников. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных блинов и булок, крашеных яиц, киселя.
В Семик в северных районах прикамья никаких обрядовых действ с берёзкой не проводили. Не известен в северных районах и обычай завивания венков и гаданий с ними - здесь была только поминальная обрядность.
Так как посёлок имеет отношение к южной части Прикамья - здесь завивать венки собирались именно в Семик, а развивать и гадать ходили на Троицу.
Главное блюдо - ссыпщина (ещё названия “яишница, смятки, селянка”) - собирают и готовят девушки.
Позволим себе обратить внимание организаторов на следующие моменты для большего соответствия мероприятий выбранной традиционной форме. Рекомендуем организаторам чётко определять и описывать дату мероприятий, чтобы можно было разделить формы и форматы, а также определить день недели. Так как именно день недели определят специфику мероприятий. У каждого дня недели есть свои обрядово-ритуальные действия регламентированных событий. Если организаторы пытаются в фестивале объединить традиционные формы (аутентичные мероприятия) с современными форматами организации события - необходимо осуществлять корректные “точки входа”. Например, организаторы описывают дресс-код мероприятия (женщины – длинные сарафаны или "парочки", мужчины –- рубаха, косоворотка, длинные штаны, порты), а далее описывают, что были игры (не уточняют какие) + батут и мороженое. Или ситуация с элементами праздничных блюд - не все перечисленные блюда имеют отношения к “Зелёным святкам”. Рекомендуем организаторам подробно изучить цикл обрядово-ритуальный мероприятий “Зелёных святок” южного Прикамья (например, ознакомиться с исследованиями А.В. Черных или обратиться с запросом к музейным сотрудникам и представителям фольклорных коллективов, которые осуществляют сбор фольклорных обрядов и традиций через экспедиции). Определить для себя конструктивный запрос на механику фестиваля - аутентичный или иной (например, аутентичные - это сделанный традиционным или оригинальным способом или способом, который точно напоминает оригинал). Рекомендуем определить “подлинное я” для содержания мероприятий фестиваля - это “душа” (душа, которая должна стать “видимой” для участников). Зрители или участники аутентичных фестивалей хотят быть участниками реальных ритуалов, обрядов, традиционных праздничных элементов. Необходимо чётко продумать в каких элементах обрядово-ритуального цикла это возможно сделать, а в каких это сделать нельзя, но участники смогут увидеть эту аутентичность. Организация подобных форматов требует от организаторов и участников предварительной договорённости и работы по установлению доверия с людьми, для которых это событие не развлечения, а сакральность.