Кейсы

Передвижная арт-резиденция «Русский характер»

Передвижная арт-резиденция «Русский характер»

Место проведения:

г. Кудымкар, с.Покча (Чердынский район), г.Оханск, п.Орел (Березниковский район)
Творческое пространство АРТкад (г.Кудымкар), Гостевой дом купчихи Сокотовой (с.Покча), Комплексный художественно-краеведческий музей им.П.Ф. Шадракова (г.Оханск), Дом культуры (п.Орел)

Формат:

Арт-резиденция (перформансы, мастер-классы, съемки видео-арт)

Целевая аудитория:

Жители малых территорий Пермского края

Организаторы:

АНО "Продвижение"

Описание мероприятия:

В период с января по ноябрь 2023 года командой АНО “Продвижение” при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края реализован проект “Передвижная арт-резиденция “Русский характер”. В ходе которого в малых территориях Пермского края состоялась серия мероприятий партиципаторной направленности. В каждой их четырех территорий проведен перформанс плейбэк театра (во время которого местные жители рассказывали истории из своей жизни на тему русскости, форм проявления "русского характера", а актеры тут же проигрывали эти истории в форме перформанса), творческая лаборатория (в которой также участвовали жители территории, получая навыки актерской импровизации и перформативный опыт), снята видео-арт работа (с жителями территорий в ролях) и неигровой фильм о том как это было. Уникальность проекта заключалась в создании на местах условий для пробуждения творческой мысли (креативности) у жителей малых территорий и искреннего диалога о ценностях. Данный проект является визуализацией принципа единства, несмотря на различия, который лежит в основе жизненного уклада малых территорий Пермского края, творческое исследование понятия "русский характер", Инструментом этого исследования является синтез таких видов современного искусства, как плейбэк-театр, перформанс, видео-арт. Опыт показывает, что данная конгломерация является эффективным средством для проявления самоощущения жителей малых территорий, основанного на личном опыте, на культурных, исторических и национальных особенностях местности. Краткое описание концепции видео-арт работ: • Кудымкар. Место силы: внутри или снаружи? Ведущая тема в коми-пермяцком фольклоре — гармоничное сосуществование человека и природы и сверхъестественная сила, рожденная из этого союза. • Село Покча. Чары белого карлика. В средневековье Покча была столицей Великопермского княжества, теперь это угасающее село с древней историей. В основе сюжета легенда об убийстве семьи князя Михаила и источниках мёртвой воды на месте гибели. • Оханск. Сбросить кокон. Во времена правления Екатерины II Оханск из небольной рыбацкой деревни возведен в ранг крупного уездного города. Этому способствовало пересечение судоходной Камы и Казанского тракта. Однако сейчас, по мнению жителей, Оханск погрузился в кокон застоя и провинциальности. Удастся ли городу вырваться из этого кокона? • Орёл-городок. Крылья. Орел-городок был основан, как русская крепость, это посёлок речников и рыбаков. Когда-то гремела Орлинская лыжная фабрика, однако сейчас в поселке нет ни предприятий, ни рабочих мест. Удастся ли Орлу «расправить крылья»?

Результатами стали не только стильные, фактурные и художественные и глубокие арт-хаусные короткометражные фильмы о Кудымкаре, Покче, Оханске и Орле-городке, но и тот факт, что абстрактное понятие “русская глубинка” обрело лица и голоса конкретных жителей конкретных городов, поселков и сел Пермского края. Качественные результаты 1. По мнению жителей п. Орел, участие в арт-резиденции позволило жителям территории переосмыслить историю места, интегрировать эти изменения, изменив свое отношение к себе и к окружающим. 2. Монтаж. Профессионально снятые и смонтированные работы, сформировали у жителей малых территорий понимание значимости проделанной работы. Это придало уверенность в своих силах, в готовности менять образ мыслей и образ жизни. 3. Интервью с участницами-партнерами говорит не только о результатах словами непосредственных участниц, но и дает им возможность сформулировать свои потребности, осознать изменения, произошедшие в ходе реализации проекта, а также увидеть имеющиеся возможности и ресурсы, необходимые для усвоения и поддержания данных изменений. 4. Презентация. Участники проекта из разных территорий разного возраста, социального статуса и мировоззрения увидели друг друга воочию, обменялись впечатлениями, рассказывая о том, что участие в проекте повлияло на их мировосприятие, изменило взгляд на привычные вещи, вдохновило менять свои жизни. Участие в проекте, как в одном общем деле объединило, дав возможность почувствовать себя причастными к общему делу. 5. Круглый стол. Участникам удалось переосмыслить обыденное, по-новому увидеть привычное, заметить красоту малой Родины. Атмосферное видео, опубликованное в соцсетях и продемонстрированное во время круглых столов на местах, закрепило в публичном пространстве значимость и самой малой территории, и её жителей. Киноальманах, вобравший в себя все видео-арт работы, является символом причастности каждой малой территории к одному большому общему делу. Инновационными результатами является применение партиципаторного или социально-ориентированного искусства (искусства взаимодействия) направленного на прямое взаимодействие между людьми. Оно связано с поиском новых оснований социальной жизни, то есть, мобилизации человека посредством его вовлечения в физическое или символическое пространство совместного творческого процесса и стремлением к преодолению отчуждения, которое свойственно социальному пространству малых территорий не только ввиду их отдаленности от краевого центра, но и ввиду отсутствия возможности объединяться, творчески выражаться и развивать креативность, а также скудное количество вариантов для конструктивного проведения досуга. На данный момент одна из видео-арт работ была отобрана в программу фестиваля документального и экспериментального кино "Внутри", все видео-арт работы представлены в мультимедийном отделе выставки современного искусства "ТОЧКА СБОРКИ" в ТЦ iMALL. Что касается количественных результатов, то к ним следует отнести 4 видео-арт работы, 4 "фильма о фильме", 4 перформанса плейбэк-театра, 4 творческие лаборатории, более 200 участников проекта в малых территориях, проведение 4 "круглых столов" на местах и презентацию результатов проекта в Перми. Произведено порядка 50 000 просмотров видео проекта.

Ссылка на источник:

Экспертный комментарий:

Важно разграничивать термины “арт-резиденция”, “перфоманс” и “playback”. Рекомендуем изучить механику 3-х различных форматов.

Арт-резиденция – это специально оборудованная студия (или выставочный зал), в которую приглашают людей творческих профессий, как правило, из других стран, для обмена опытом, межкультурного диалога и реализации совместных арт-проектов. Здесь любой художник может на время забыть о бытовых хлопотах и полностью посвятить себя искусству в круге единомышленников. Идея пришла к нам из стран Европы и Америки, где традиция межкультурного диалога имеет более глубокие корни. В отличие от пленэров и симпозиумов работа в арт-резиденции в основном проходит в мастерских, рассчитана на длительный период и создание завершенных арт-проектов.

Современные арт-резиденции стали местом социального действия, где люди искусства работают над общими проектами в сфере, графики, скульптуры и живописи. Арт-резиденции сегодня можно встретить и в небольших посёлках и в маленьких городах, где творческие коллективы превращают “разваленную инфраструктуру” в удивительные арт-пространства. Для создания арт-резиденций необходимо привлекать профессиональных арт-провайдеров. Именно арт-провайдеры предоставляют художникам не только студии, но и гостевые комнаты. Таким образом, мастерские арт-резиденции постепенно превращаются в небольшие культурные центры.

Инициаторами создания арт-резиденций могут быть государственные структуры, международные фонды, творческие коллективы, неправительственные организации и меценаты. Источники финансирования определяют масштабы деятельности, известность арт-резиденции и условия участия. Наконец, инициаторами создания арт-резиденции могут также выступать начинающие предприниматели с целью получения источников финансирования от международных фондов и муниципальных органов власти.

Существует следующая классификация арт-резиденций (окончательной классификации нет, этот формат развивается ежедневно, и на сегодняшний день нет двух идентичных институций, каждое арт-пространство по-своему уникально). Однако, можно условно разделить арт-резиденции на 3 категории:

Во-первых, это официальные проекты с постоянными источниками финансирования. Деятельность таких резиденций хорошо организована: их работу обеспечивают штат наёмных сотрудников и волонтёры. Здесь творческий человек может посвятить всё своё время искусству, не отвлекаясь на мелкие задачи. Уборкой помещений и прилегающих территорий занимаются наёмные работники, а вопросами питания – повар. В зависимости от целей проекта срок пребывания художников может достигать одного года, но обычно заезд длиться не более 2-3 месяцев. Проекты могут быть посвящены исследовательской деятельности, углублению межкультурного диалога, облагораживания городских ландшафтов и другим целям.

Во-вторых, это небольшие проекты, создаваемые на деньги меценатов и одноразовые гранты. Ввиду ограниченности источников финансирования в таких арт-резиденциях художникам предоставляют апартаменты для проживания, но кухня и другие удобства есть не всегда. Инициаторами проектов выступают энтузиасты, имеющие отношение к сфере искусства, местные предприниматели, заинтересованные в информационных поводах, и общественные организации. В качестве платы за гостеприимство люди искусства могут подарить свои работы или принять участие в полезном для мецената арт-проекте. Возможно получение стипендии.

В-третьих, это небольшие самоокупаемые проекты. В данном случае организаторы могут переложить расходы за проживание и питание на художников. Иногда сами художники делают пожертвование на развитие арт-резиденции. Требования к участникам здесь минимальные. Срок пребывания обычно составляет от одной до нескольких недель. Целью существования арт-резиденции является привлечение творческих людей для обмена опытом, реализации арт-проектов и исследовательской деятельности. В зависимости от своей специализации резиденция может принимать художников, писателей, музыкантов, критиков, фотографов, скульпторов и представителей других творческих профессий. Особой популярностью в последнее время пользуются совместные арт-проекты, привлекающие деятелей из разных областей искусства. Сегодня арт-резиденции можно найти практически во всех субъектах Российской Федерации, но далеко не все они могут создать приемлемые условия для работы. При выборе места для творческого путешествия необходимо ориентироваться на следующие критерии: направление работы (существуют арт-резиденции для писателей, скульпторов, художников, драматургов и представителей других направлений искусства), встречаются также совместные арт-проекты, но в плане обучения новым техникам у коллег по цеху они могут оказаться менее интересными; требования к участникам (арт-резиденции, организованные государственными учреждениями, известными галереями или художественными университетами, предъявляют высокие требования к потенциальным участникам), молодому художнику попасть в такую обитель бывает нелегко, если не сказать невозможно. Поэтому нужно трезво оценивать свои перспективы и сосредоточить поиски на доступных вариантах. К тому же известные арт-резиденции взымают дополнительную плату за обработку заявок, чтобы сократить число претендентов; срок пребывания художника (минимальная длительность небольшого арт-проекта – от нескольких дней), а исследовательская деятельность в арт-резиденциях может занять несколько месяцев и даже до одного года; финансовое обеспечение (пожалуй, один из важнейших критериев для начинающих художников). Далеко не все арт-резиденции готовы идти навстречу подающему надежды таланту. За участие в престижных проектах придется сделать небольшой взнос и найти средства на проживание, питание и дорогу); культурная ценность (следует также обратить внимание на саму локацию, в которой придётся жить и творить в течение нескольких месяцев – это может быть как лофт или заброшенная фабрика).

Уникальность данного проекта заключается в том, что организаторы пытаются ввести в обиход ещё один вид организации арт-пространств в виде “передвижки”, но из описания - это гастрольный тур. Видео-арт работа и неигровой фильм. Видео-артом называют направление в искусстве, представители которого используют в работах движущиеся изображения. Специфика видео-арта заключается в том, что произведения в жанре видео-арта не призваны развлечь зрителей, они могут не содержать диалогов, внятного повествования или сюжета, в них даже не всегда присутствуют актёры. Художники этого направления обращаются к разным темам: критикуют коммерческое телевидение, привлекают внимание к проблемам общества, исследуют творческие процессы, человеческие эмоции и многое другое. Важно, что видео-арт - это однокадровое произведение. Рекомендуем организатором более подробно описывать механику форматов, не подменять понятия, и помнить про демонстрацию уникальности своего проекта с учётом теоретико-методологических аспектов. В заключении отметим, что если организаторы применяют авторский подход к выбору содержания форматов - необходимо строго соблюдать существующие фоорматы и не нарушать их механику.