Инклюзивный лагерь МИР 18 + (2 смена)
Место проведения:
Детский загородный лагерь "Берёзка"
Формат:
Лагерь
Целевая аудитория:
В лагере было 3 отряда и 60 участников, 30 из которых - ребята с ОВЗ, 20 - нормотипичная молодёжь и 10 организаторов.
Организаторы:
Булатова Валерия Андреевна - руководитель проекта , амбассадор Росмолодёжь.Гранты
Описание мероприятия:
Проект инклюзивный лагерь «МИР 18+» стал победителем всероссийского конкурса «Росмолодежь гранты 1 сезон 2022», а также выиграл в акции общественного признания «Человек года 2023» на приз газеты «Искра». После проведения лагерной смены был проведен опрос, в рамках которого мы выявили, что большинству участников понравилась смена и планируемые цели, которые мы ставили в рамках первой смены, оправдались. Участники смены смогли раскрепоститься (участвуя в мероприятиях на сцене), расширить свой круг общения (познакомиться с новыми ребятами, а также поверить в себя). Помимо всего этого о нашем проекте узнали не только на краевом уровне, но и на всероссийском, к нам обратились представители города Санкт-Петербурга о возможности отправления их ребят к нам в лагерь. Исходя из всего вышеперечисленного, мы предлагаем организовать 2-ую смену Инклюзивного лагеря «МИР 18+» «Инклюзивный лагерь «МИР 18 +» - это творческая площадка, где любой взрослый с ограниченными возможностями здоровья и нормотипичный человек в возрасте от 18 до 35 лет может окунуться в атмосферу детства и снова почувствовать себя ребёнком. Пространство лагеря выстроено таким образом, что каждый участник с ОВЗ сможет найти способ самовыражения и полностью погрузиться в атмосферу детского лагеря: мастер-классы, игры на сплочение, интеллектуальные, спортивные, творческие, психологические мероприятия. Для участников лагеря будет закуплено специальное оборудование (колонки и спортивное оборудование), адаптированное под конкретные категории участников с ОВЗ, чтобы каждый из них мог почувствовать себя комфортно от пребывания в нашем лагере. Пребывание в этом лагере поможет каждому взрослому побороть свои внутренние страхи, обрести новых друзей, получить новые знания и просто насладиться прекрасным отдыхом. Длительность 1 смены в лагере составит 3 дня, в лагере будут 3 отряда и 60 участников, 30 из которых - ребята с ОВЗ, 20 - нормотипичная молодёжь и 10 организаторов. Проживать участники будут в живописном месте в 20 мин. езды от Лысьвы в загородном клубе «Березка». Для всех участников будет предоставлен трансфер от г. Лысьва, г. Чусовой до места назначения и полноценное 5-разовое питание как в детском лагере. Со всеми участниками будет работать команда специально подготовленных людей для работы с людьми с ОВЗ . По итогам реализации проекта участники с ОВЗ смогут раскрепоститься, расширить свой социальный круг общения, погрузиться в атмосферу детского лагеря , а так же, что наиболее важно, наладить межмуниципальный контакт между друг другом. И мы хотим создать инклюзивные молодёжные сообщества, которые по итогу возвращения в свои территории будут развиваться, организовывать и проводить мероприятия, писать и реализовывать проекты.
Проект рассчитан на долгосрочную реализацию. На протяжении года мы планируем проводить по несколько смен для людей с ОВЗ, помимо этого будут проводиться встречи с отрядами уже после завершения лагеря, совместные турпоходы и чаепития. Перспектива и развитие проекта подразумевает: - Финансовую стабильность за счет работы с местными ресурсами (партнерами проекта) - Трансляция полученного опыта на другие территории Пермского края - Будут созданы специальные комьюнити-сообщества, которые в последствии станут местом притяжения для молодежи с ОВЗ и нормотипичных ребят.
Проект рассчитан на долгосрочную реализацию. На протяжении года мы планируем проводить по несколько смен для людей с ОВЗ, помимо этого будут проводиться встречи с отрядами уже после завершения лагеря, совместные турпоходы и чаепития. Перспектива и развитие проекта подразумевает: - Финансовую стабильность за счет работы с местными ресурсами (партнерами проекта) - Трансляция полученного опыта на другие территории Пермского края - Будут созданы специальные комьюнити-сообщества, которые в последствии станут местом притяжения для молодежи с ОВЗ и нормотипичных ребят.
Ссылка на источник:
Экспертный комментарий:
При организации инклюзивного лагеря организатором необходимо чётко понимать, что формат делит жизнь участников до и после. Поэтому необходимо составить программу так, чтобы совместный отдых “позволил” участникам “открыть” каждому себя. Организаторы инклюзивного лагеря должны создавать условия для эффективной социализации и социальной адаптации через формирования “прямых” коммуникативных и социальных норм в естественной (настоящей/реальной) среде.
Подчеркнём следующее, для реализации инклюзивного лагеря необходимо провести подготовительный этап для подготовки взрослого сообщества (специалистов, кто будет осуществлять мероприятия), а также саму молодёжь (целевую группу из нормотипичных ребят). Это позволит снизить риски и избежать ошибок. Для этого можно использовать традиционную форму инструктажа, а лучше тренинга, который подготовит участников и организаторов к тому, что рядом с ними будут участники, которые не всегда реагируют на внешние условия стандартным образом. Рекомендуем организатором помнить, что основным принципом работы в инклюзивном лагере является вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая требует решение с конкретным участником формата. Организаторы должны быть проинформированы и ознакомлены с конкретным набором коррекционно-развивающих задач которые планируется решить в контексте каждого участника (персонификация) в определённый момент времени и главное понимать какие задачи необходимо “закрывать” на индивидуальном, а какие на групповом уровне. Специалисты-практики, которые регулярно работают с заявленной в проекте ЦА рекомендуют следующие базовые руководящие принципы, которые помогут создать максимально комфортные и развивающие условия для реализации инклюзивного лагеря. Например, “все участники равны” (полноценное участие в жизни лагеря); “искренний интерес и уважение к каждому участнику, без исключений и поблажек” (обязательно учитывать потребности и желания участников); “опора на возможности участников” (подчеркните все сильные стороны участников, продемонстрируйте “веру” и “поддержку”); “забыть про жалость и брезгливость” (нужно научиться сдерживать свои эмоции, не винить себя за это - важно осознать их, отрефлексировать, понять чем они обусловлены и “выстроить” тактику и стратегию их проживания и преодоления); “внутренняя уверенность, спокойствие и эмоциональная устойчивость эффективные инструменты наставников/вожатых/экспертов” (спокойствие и внутренняя уверенность специалистов необходимы участникам с ОВЗ, чтобы стабилизировать своё эмоциональное состояние в определённые моменты); этика в коммуникации (использовать современную не дискриминирующую лексику); терпение и доверие “взрослых” важнейшая потребность участников с ОВЗ (все люди разные, с разным темпом деятельности); последовательность в требованиях обеспечивает участникам предсказуемость новой среды (организаторы/вожатые/эксперты должны быть последовательными в своих словах и действиях); учёт индивидуальности каждого участника - это гарантия эффективной коммуникации в любой ситуации (нельзя считать что все одинаковые); поддержка друг друга во взрослом сообществе важная потребность каждого специалиста (научить участников не стесняться обращаться за поддержкой). Перечисленные принципы позволят преодолеть барьер взаимодействия взрослых, в том числе с ОВЗ и нормотипичных участников в процессе инклюзивной смены лагеря.
Формат инклюзивного лагеря это актуальный формат взаимодействия с заявленной ЦА.
Про инклюзию в Российской Федерации и в Пермском крае говорят всё чаще и смелее. Инклюзия сегодня - это включение людей с инвалидность и без (только сообща) в активную в общественную жизнь. Сообща - это главный трек содержания программы инклюзивного лагеря. В инклюзивном лагере учатся равенству, взаимопомощи, поддержке и уважения к друг другу.
Сверхзадача инклюзивного лагеря - создать новые точки роста и возможности.
Программа инклюзивного лагеря должна быть построена так, чтобы вернувшись, участники максимально использовали полученные знания в обычной жизни. Рекомендуем организаторам обратить внимание на такие форматы как образовательный интенсив, флэш-семинар, прожектор, устный журнал и т.д. Например, участники инклюзивного лагеря смогут выпускать новости лагеря, а вместе с тем развивать навыки коммуникации. Необходимо помнить, что программа должна включать в себя работу в группах и индивидуально. Для создания атмосферы лагеря можно использовать традиционный элемент работы любого лагеря такого как “магия лагеря” - это истории, мифы, а иногда и страшилки (“свечка” и костёр). Для сценирования индивидуальной программы смены лагеря рекомендуем использовать индивидуальный маршрут для каждого участника, с обязательными инструментами замера (“на входе” и “выходе”), например, анкетирование, чтобы понимать, как сопровождать участников, какую помощь и поддержку оказывать. Конечно, в лагере должно быть обязательное медицинское сопровождение. Главная цель любого инклюзивного лагеря в том, чтобы участники, в том числе участники с инвалидностью или ОВЗ, были максимально успешными, умели общаться с тем, кто чем-то отличается от них, и понимали, что мир очень разнообразен, в нём есть самые разные люди, и важно уметь выстроить общение с каждым. На равных, “без барьеров и косых взглядов”.
Подчеркнём следующее, для реализации инклюзивного лагеря необходимо провести подготовительный этап для подготовки взрослого сообщества (специалистов, кто будет осуществлять мероприятия), а также саму молодёжь (целевую группу из нормотипичных ребят). Это позволит снизить риски и избежать ошибок. Для этого можно использовать традиционную форму инструктажа, а лучше тренинга, который подготовит участников и организаторов к тому, что рядом с ними будут участники, которые не всегда реагируют на внешние условия стандартным образом. Рекомендуем организатором помнить, что основным принципом работы в инклюзивном лагере является вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая требует решение с конкретным участником формата. Организаторы должны быть проинформированы и ознакомлены с конкретным набором коррекционно-развивающих задач которые планируется решить в контексте каждого участника (персонификация) в определённый момент времени и главное понимать какие задачи необходимо “закрывать” на индивидуальном, а какие на групповом уровне. Специалисты-практики, которые регулярно работают с заявленной в проекте ЦА рекомендуют следующие базовые руководящие принципы, которые помогут создать максимально комфортные и развивающие условия для реализации инклюзивного лагеря. Например, “все участники равны” (полноценное участие в жизни лагеря); “искренний интерес и уважение к каждому участнику, без исключений и поблажек” (обязательно учитывать потребности и желания участников); “опора на возможности участников” (подчеркните все сильные стороны участников, продемонстрируйте “веру” и “поддержку”); “забыть про жалость и брезгливость” (нужно научиться сдерживать свои эмоции, не винить себя за это - важно осознать их, отрефлексировать, понять чем они обусловлены и “выстроить” тактику и стратегию их проживания и преодоления); “внутренняя уверенность, спокойствие и эмоциональная устойчивость эффективные инструменты наставников/вожатых/экспертов” (спокойствие и внутренняя уверенность специалистов необходимы участникам с ОВЗ, чтобы стабилизировать своё эмоциональное состояние в определённые моменты); этика в коммуникации (использовать современную не дискриминирующую лексику); терпение и доверие “взрослых” важнейшая потребность участников с ОВЗ (все люди разные, с разным темпом деятельности); последовательность в требованиях обеспечивает участникам предсказуемость новой среды (организаторы/вожатые/эксперты должны быть последовательными в своих словах и действиях); учёт индивидуальности каждого участника - это гарантия эффективной коммуникации в любой ситуации (нельзя считать что все одинаковые); поддержка друг друга во взрослом сообществе важная потребность каждого специалиста (научить участников не стесняться обращаться за поддержкой). Перечисленные принципы позволят преодолеть барьер взаимодействия взрослых, в том числе с ОВЗ и нормотипичных участников в процессе инклюзивной смены лагеря.
Формат инклюзивного лагеря это актуальный формат взаимодействия с заявленной ЦА.
Про инклюзию в Российской Федерации и в Пермском крае говорят всё чаще и смелее. Инклюзия сегодня - это включение людей с инвалидность и без (только сообща) в активную в общественную жизнь. Сообща - это главный трек содержания программы инклюзивного лагеря. В инклюзивном лагере учатся равенству, взаимопомощи, поддержке и уважения к друг другу.
Сверхзадача инклюзивного лагеря - создать новые точки роста и возможности.
Программа инклюзивного лагеря должна быть построена так, чтобы вернувшись, участники максимально использовали полученные знания в обычной жизни. Рекомендуем организаторам обратить внимание на такие форматы как образовательный интенсив, флэш-семинар, прожектор, устный журнал и т.д. Например, участники инклюзивного лагеря смогут выпускать новости лагеря, а вместе с тем развивать навыки коммуникации. Необходимо помнить, что программа должна включать в себя работу в группах и индивидуально. Для создания атмосферы лагеря можно использовать традиционный элемент работы любого лагеря такого как “магия лагеря” - это истории, мифы, а иногда и страшилки (“свечка” и костёр). Для сценирования индивидуальной программы смены лагеря рекомендуем использовать индивидуальный маршрут для каждого участника, с обязательными инструментами замера (“на входе” и “выходе”), например, анкетирование, чтобы понимать, как сопровождать участников, какую помощь и поддержку оказывать. Конечно, в лагере должно быть обязательное медицинское сопровождение. Главная цель любого инклюзивного лагеря в том, чтобы участники, в том числе участники с инвалидностью или ОВЗ, были максимально успешными, умели общаться с тем, кто чем-то отличается от них, и понимали, что мир очень разнообразен, в нём есть самые разные люди, и важно уметь выстроить общение с каждым. На равных, “без барьеров и косых взглядов”.
